КНИГА ПАМЯТИ
Калининградской области
(том 21 стр. 254 - 274)
Боевая деятельность
авиации Краснознаменного Балтийского флота
в Великой Отечественной войне.
К началу Великой
Отечественной войны в составе Военно-воздушных сил Краснознаменного
Балтийского флота имелись три авиационные бригады (8-я бомбардировочная, 10-я
смешанная и 61-я истребительная), два отдельных авиационных полка и семь
отдельных эскадрилий. Всего насчитывалось 707 самолетов, в том числе 188 торпедоносцев и
бомбардировщиков, 368 истребителей и 151 гидросамолет-разведчик.
В ходе первых двух периодов
войны основным противником Балтийского флота оказались не морские силы
Германии, к борьбе с которыми готовились наши флот и авиация, а войска и авиация,
рвавшиеся к нашим военно-морским базам с сухопутных направлений. Естественно,
это отразилось на задачах, которые пришлось решать авиации Балтийского флота на
протяжении почти всей Великой Отечественной войны.
В начале войны морская
авиация применялась в основном против наземных объектов. Разведчики,
бомбардировщики, торпедоносцы оказывали помощь войскам наравне с фронтовой
авиацией. На морских направлениях наносились удары по коммуникациям и базам
противника, обеспечивалось прикрытие своих баз и судоходства, систематически
велась воздушная разведка.
С выходом наших войск на
побережье Балтийского моря в районе Паланги основные силы авиации флота
перебазировались на аэродромы Литвы — в Вильнюс, Паневежис и Палангу, туда же
переместился и КП ВВС. Теперь под воздействием авиации КБФ оказались вражеские
коммуникации на всем пространстве Балтийского моря. Отпала необходимость
крейсерских полетов, создались благоприятные условия для проведения
авиационных наступательных операций по уничтожению конвоев противника на
коммуникациях и кораблей в портах Либава, Виндава, Данциг, Хель, Пиллау и в Померанской
бухте
Успех борьбы с морским
противником во многом зависел от воздушной разведки флота. Ее осуществлял 15-й
отдельный разведывательный полк и разведывательные подразделения 8-й, 9-й, 11-й
и 1-й авиационных дивизий. Разведчики, особенно летчики 15-го
разведывательного авиационного полка (командир — Герой Советского Союза Ф. А.
Усачев), успешно справлялись с трудной задачей. Они тщательно следили за режимом
работы портов, движением транспортов и боевых кораблей врага на всем театре
Балтийского моря.
ИСТРЕБИТЕЛЬНАЯ АВИАЦИЯ
К началу войны истребительная авиация насчитывала
более половины общего состава авиации флота — 368 самолетов. В основном это
были самолеты устаревших типов — И-15, И-153, И-16. Они уступали в скорости и
вооружении немецким истребителям. Новые самолеты — Як-1, МиГ-1 и МиГ-3 —
имелись в небольшом количестве в 61-й истребительной авиационной бригаде, и
летный состав только начинал их теоретическое и практическое освоение.
61-я истребительная авиационная бригада
(командир — полковник А. М. Морозов), имевшая в своем составе около 200
самолетов, базировалась на аэродромах восточного побережья Финского залива и
прикрывала объекты в районе Нарва — Ленинград. В состав 10-й смешанной авиационной
бригады, базировавшейся в районе Таллина (командир —
генерал-майор авиации Н. Т. Петрухин), входили 13-й и
71-й истребительные авиационные полки (командиры — подполковники И. Г.
Романенко и А. В. Коронец), которые имели самолеты
И-16, И-153, И-15 и прикрывали объекты Таллина, островов Эзель, Даго и
полуострова Ханко.
За четыре года
Отечественной войны истребительная авиация флота произвела 106 081 боевой
вылет, из них 26 080 вылетов в помощь наземным войскам. Если авиация флота в общем уничтожила 2 418 самолетов противника, то две тысячи из них в воздушных боях сбила истребительная
авиация.
Показательны также данные о
количестве самолето-вылетов на сбитие
одного самолета противника. Если в первый год войны на уничтожение одного
вражеского самолета приходилось 70 самолето-вылетов,
то в четвертый — только 13. Это говорит об исключительно высокой боеспособности
истребительной авиации, достигнутой летчиками в ходе Великой Отечественной
войны. Кроме уничтоженных самолетов, на счету истребителей числятся более 160
танков, десятки зенитных и полевых орудий и батарей, сотни подавленных
огневых точек, около 21 тысячи единиц автотранспорта,
десятки малых кораблей и катеров, десятки тысяч солдат и офицеров врага. Но
главной их заслугой является прикрытие от истребителей противника нашей
бомбардировочной, минно-торпедной, штурмовой и разведывательной авиации при
нанесении ударов по наземным и морским целям. Выполняя эту ответственную
задачу, истребительная авиация за период войны совершила около 24 тысяч самолето-вылетов.
МИННО-ТОРПЕДНАЯ И БОМБАРДИРОВОЧНАЯ
АВИАЦИЯ
К началу Великой
Отечественной войны в составе авиации флота был один полк — 1-й минно-торпедный
авиационный полк пятиэскадрильного состава. Из них
две авиаэскадриьи были подготовлены к нанесению
торпедных ударов
по кораблям низкими торпедами днем в сложных метеорологических условиях, две проходили подготовку к применению высотных торпед и одна
переучивалась на новую материальную часть.
Бомбардировочная авиация
флота по состоянию на 22 июня 1941 года имела два полностью укомплектованных
самолетами СБ, Ар-2 и ДБ-3 авиаполка — 57-й и 73-й.
Кроме того, 15-й морской разведывательный авиаполк и семь отдельных авиаэскадрилий гидросамолетов МБР-2 также были подготовлены к действиям в роли ночных
бомбардировщиков.
Непрерывное напряженное
участие минно-торпедной
авиации в оборонительных боях 1941 года привело к значительному уменьшению ее
боевого состава. Почти полностью были потеряны боевые самолеты и кадры летного
состава, подготовленные в довоенное время. Если к началу войны минно-торпедная
авиация имела 61 самолет, то, с учетом 29 самолетов пополнения, к январю 1942
года в ее составе оставалось только 13 самолетов — около 14 процентов. Несмотря
на это, за шесть месяцев войны 1-й минно-торпедный авиационный полк произвел 1
520 самолето-вылетов, из них 1 170 — для нанесения
бомбардировочных ударов по войскам, аэродромам, Берлину и для проведения
воздушной разведки.
Во второй половине 1942
года торпедоносцы стали несколько шире привлекаться к нанесению торпедных
ударов по боевым кораблям и транспортным судам противника в Финском заливе.
С начала 1943 года и до
конца Великой Отечественной войны основные усилия минно-торпедной авиации
были направлены на решение задач на море, особенно на
коммуникациях противника в Балтийском море. С весны 1943 год наши подводные
лодки не могли проникать в Балтийское море из-за большой минной опасности,
сетевых заграждений и сильного противодействия надводных кораблей и авиации
противник в Финском заливе. Сложившаяся на Балтийском море обстановка выдвинула минно-торпедную авиацию в число
главных ударных сил для решения задачи срыва морских перевозок немцев в
Балтийском море.
Основным способом действий
торпедоносцев на коммуникациях противника в 1943 году являлись крейсерские
полеты. Положительный опыт крейсерских полетов 1-го гвардейского
минно-торпедного авиаполка был передан в 1944 году
вновь сформированному 51-му минно-торпедному авиаполку.
Летом 1944 года на
Курляндском полуострове в Прибалтике была окружена крупная
группировка фашистских войск. Снабжение ее оружием,
техникой, продовольствием было возможно только морским или воздушным путем. Из
портов Германии сюда, к Либаве и Виндаве,
направлялись караваны транспортов. Авиация КБ успешно действовала на вражеских
коммуникациях, ставила минные заграждения на подходах к портам и базам, a в конце 1944 года нанесла несколько эффективных
комбинированных ударов по ВМБ Либава.
Выполняя план операции, в
октябре — декабре 1944 года авиация совершила восемь массированных налетов на
порт Либава. В каждом из них приняло участие более
200 самолетов. Так, 24 октября наши самолеты в течение девяти минут потопили
четыре вражеских транспорта и крупный танкер, несколько транспортов повредили,
уничтожили портовый склад. Опыт показал, что нанесение массированных ударов по
порту Либава, в сочетании с эшелонированными действиями по конвоям и одиночным транспортам в плохую погоду и
ночью малыми группами самолетов, давало положительные результаты в борьбе с
морским противником. Только за четвертый квартал 1944 года наши летчики потопили
и повредили 151 корабль, в том числе 68 транспортов противника.
Испытывая затруднения в
снабжении своих войск, гитлеровцы предприняли попытку соединить окруженную Клайпедскую группировку с Курляндской. 10 января 1945 года
из района Клайпеды они начали наступление на узком прибрежном участке фронта
и частично потеснили войска нашего 92-го стрелкового корпуса. Летчики 3-й
Воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта не могли летать из-за плохой погоды,
и координировавший действия Прибалтийских фронтов Маршал Советского Союза А.
М. Василевский приказал авиации флота оказать помощь войскам 92-го стрелкового корпуса. Морские авиаторы, имевшие большой
опыт действий в сложных метеорологических условиях, оказали такую помощь.
Штурмовики 11-й штурмовой Новороссийской дважды
Краснознаменной авиадивизии, действуя эшелонированно
под прикрытием истребителей, нанесли по врагу точные и сокрушительные удары, в
результате чего положение наших войск на участке прорыва было восстановлено. За
оказанную помощь войскам в критический для них момент морские летчики
получили благодарность. Впоследствии штурмовая и бомбардировочная авиации флота также оказывали поддержку войскам 1-го
Прибалтийского фронта в полной ликвидации Клайпедской
группировки противника.
ВОСТОЧНО-ПРУССКАЯ И ПОМЕРАНСКАЯ ОПЕРАЦИИ
В кампании 1945 года
авиация флота, имея высокую боеспособность и выгодную дислокацию, соответствующую
поставленным перед ней оперативным задачам, вела боевые действия по уничтожению
морского противника на всем театре Балтийского моря от Моонзундских
островов до Померанской бухты. Одновременно ВВС КБФ совместно с авиацией
воздушных армий фронтов наносила бомбоштурмовые удары по узлам сопротивления в
районе Кёнигсберга, Земландского полуострова,
обеспечивала высадку морских десантов Балтийского флота, блокировала
окруженные войска противника с моря в районах Пиллау
(Балтийск) и Данцига, не
допускала его конвои для усиления гарнизонов.
Успех ударов по конвоям и
боевым кораблям противника всецело зависел от своевременного их обнаружения в
момент выхода из портов и непосредственно в море, а также от готовности наших
сил для удара. Поэтому главные ударные силы авиации (торпедоносцы, топмачтовики и штурмовики) постоянно держались в первой и
второй степенях готовности. Как только обнаруживался противник, немедленно организовывался
удар для его
уничтожения. Наиболее успешными был удары 12, 18, 22 и
26 марта. Так, 12 марта утром был сокрушен вышедший ночью из Либавы
конвой, в составе которого находилось пять крупных транспортов и
несколько кораблей охранения. Комбинированным ударом торпедоносцев, топ-мачтовиков, пикировщиков и штурмовиков под прикрытием
истребителей все пять транспортов были потоплены. Такая же участь постигла менее крупный, но очень
важный конвой, шедший 26 марта в Либаву. Он, в
составе танкера, транспорта и четырех кораблей охранения, был обнаружен
самолетом воздушной разведки в
С марта, когда увеличилась
продолжительность светлой части суток и улучшились метеоусловия, противник
усилил прикрытие своих портов и конвоев истребителями. Но они не могли оказать
эффективного противодействия нашей авиации, так как надежно подавлялись
истребителями сопровождения. Потери противника возрастали.
Особенно сильным ударам
подвергался порт Пиллау, по которому в марте — апреле
было нанесено 24 массированных удара силами 8-й МТАД,
11-й и 9-й ШАД. В результате было уничтожено, по нашим данным, 64 корабля, в
том числе 24 транспорта. Специальной комиссией штаба авиации ВМФ по
определению фактических результатов воздушных ударов после взятия Пиллау в порту было обнаружено 115 потопленных судов, в том
числе 10 крупных транспортов, танкер, две подводные лодки и плавучий док.
В последние дни апреля 1945
года войска 2-го Белорусского фронта, выйдя в район Штральзунда,
завершили окружение Свинемюндской группировки
противника. Началась борьба за последнюю военно-морскую базу — Свинемюнде, которая играла главную роль в снабжении
окруженных войск и в артиллерийской поддержке гитлеровцев, обороняющихся на
приморском участке фронта.
Авиация
флота сосредоточила свои усилия против боевых кораблей в Померанской бухте. 1 и
3 мая она нанесла несколько комбинированных ударов по кораблям в Штеттинском заливе и на рейдах Свинемюнде.
4 мая были осуществлены еще три удара по группировке кораблей на рейде Свинемюнде, в которых участвовали самолеты 51-го
минно-торпедного, 7-го гвардейского штурмового, 12-го истребительного и 15-го
отдельного разведывательного авиаполков. В результате были потоплены учебный линкор «Шлезиен», вспомогательный крейсер «Орион», шесть
транспортов, два эскадренных миноносца, два тральщика, один сторожевой корабль.
Кроме того, серьезно пострадали крейсер «Принц Ойген»,
три эскадренных миноносца, сторожевой корабль, тральщик и транспорт. Этими
действиями авиация флота оказала помощь войскам 2-го Белорусского фронта в
овладении военно-морской базой Свинемюнде 5 мая 1945
года.
После падения Свинемюнде и капитуляции гарнизона на острове Рюген Курляндская группировка врага и его войска на
оккупированном датском острове Борнхольм все еще
продолжали оказывать сопротивление. Нанося удары по фашистским войскам в этих
районах с 5 по 9 и даже 10 мая, авиация Краснознаменного Балтийского флота
завершила свои боевые действия, достигнув в кампании 1945 года самых крупных
боевых результатов.
С 1 января 1945 года до полного разгрома немецко-фашистских войск авиация
флота, несмотря на неблагоприятные метеорологические условия, произвела 12 500 самолето-вылетов, потопив более 150 транспортов, 49 боевых
кораблей и более 100 судов и кораблей малого тоннажа.
Личный состав авиации
Краснознаменного Балтийского флота, как и весь советский народ, выстоял в
тяжелой войне и победил, защитив нашу Родину от немецко-фашистских захватчиков.
Вклад летчиков Балтики в Победу весом и значителен.
Более 158 тысяч самолето-вылетов было совершено авиацией КБФ в ходе войны,
из них 46 372 — на сухопутный фронт. За период войны потоплено 1 389 кораблей и
судов противника водоизмещением 2 586 855 тонн. В воздушных боях и на аэродромах
уничтожено 2 418 вражеских самолетов, сотни танков, орудий, минометов, тысячи автомашин,
сотни складов, железнодорожных эшелонов и десятки тысяч человек живой силы
врага.
В ходе Великой
Отечественной войны авиаторы Балтики совершили много ярких героических
подвигов. Более двадцати балтийских летчиков произвели таранные удары по
вражеским самолетам, кораблям и наземным целям. В боевых делах балтийских
авиаторов проявились все лучшие морально-боевые качества: горячий советский
патриотизм, безграничная преданность своему народу, верность воинскому долгу.
Ратный труд балтийских
авиаторов высоко оценен Родиной: одно авиационное соединение и восемь
авиационных частей за доблесть и боевые успехи были удостоены звания
гвардейских, семнадцать соединений и частей награждены орденами, тринадцать
получили почетные наименования — Ропшинских,
Гатчинских, Выборгских, Таллинских, Клайпедских, Кёнигсбергских.
18 тысяч авиаторов Балтики
были награждены орденами и медалями, 114 — удостоены звания Героя Советского
Союза, четверо из них — Н. В. Челноков, В. И. Раков, А. Е. Мазуренко,
Н. Г. Степанян — стали дважды Героями Советского Союза. Четырнадцать раз
Верховное Главнокомандование объявляло авиаторам Балтики благодарность. Эти
высокие награды Родины — лучшее свидетельство важности того боевого вклада в
разгром врага, который внесла авиация КБФ.
Герой Советского Союза,
генерал-полковник авиации
М. И. САМОХИН, командующий ВВС КБФ
в годы Великой
Отечественной войны
Списки увековеченных на Мемориале «Летчикам Балтики».
Сведения об авиаторах Балтийского флота
увековеченных в
книге Памяти Калининградской области.
том № 2 стр. 240
- 267 Авиация БФ
том № 20 стр. 340 -
341 Авиация БФ
(Сведения указаны согласно информации предоставленной рабочей группой книги
Памяти Калининградской области по варианту пробной верстки тома 20 от 18.01.2007
года.)
том
№ 21 стр. 258 - 274 Авиация БФ
(Сведения указаны согласно информации предоставленной рабочей группой
книги Памяти Калининградской области по варианту пробной верстки тома 21 от
18.02.2008 года.)
(С) Разработка проекта и дизайн Будаева
А. В. При использовании информации,
полученной с сайта, ссылка на него обязательна.