КНИГА ПАМЯТИ

Калининградской области

 

(том 21 стр. 254 - 274)

Боевая деятельность

авиации Краснознаменного Балтийского флота

в Великой Отечественной войне.

 

К началу Великой Отечественной войны в со­ставе Военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота имелись три авиационные бригады (8-я бомбардировочная, 10-я смешанная и 61-я истребительная), два отдельных авиацион­ных полка и семь отдельных эскадрилий. Всего насчитывалось 707 самолетов, в том числе 188 торпедоносцев и бомбардировщиков, 368 истре­бителей и 151 гидросамолет-разведчик.

В ходе первых двух периодов войны основ­ным противником Балтийского флота оказались не морские силы Германии, к борьбе с которыми готовились наши флот и авиация, а войска и ави­ация, рвавшиеся к нашим военно-морским базам с сухопутных направлений. Естественно, это отразилось на задачах, которые пришлось решать авиации Балтийского флота на протяжении почти всей Великой Отечественной войны.

В начале войны морская авиация применялась в основном против наземных объектов. Разведчи­ки, бомбардировщики, торпедоносцы оказывали помощь войскам наравне с фронтовой авиацией. На морских направлениях наносились удары по коммуникациям и базам противника, обеспечи­валось прикрытие своих баз и судоходства, систематически велась воздушная разведка.

С выходом наших войск на побережье Бал­тийского моря в районе Паланги основные силы авиации флота перебазировались на аэродромы Литвы — в Вильнюс, Паневежис и Палангу, туда же переместился и КП ВВС. Теперь под воздей­ствием авиации КБФ оказались вражеские ком­муникации на всем пространстве Балтийского моря. Отпала необходимость крейсерских по­летов, создались благоприятные условия для проведения авиационных наступательных опе­раций по уничтожению конвоев противника на коммуникациях и кораблей в портах Либава, Виндава, Данциг, Хель, Пиллау и в Померан­ской бухте

Успех борьбы с морским противником во мно­гом зависел от воздушной разведки флота. Ее осуществлял 15-й отдельный разведывательный полк и разведывательные подразделения 8-й, 9-й, 11-й и 1-й авиационных дивизий. Разведчи­ки, особенно летчики 15-го разведывательного авиационного полка (командир — Герой Совет­ского Союза Ф. А. Усачев), успешно справлялись с трудной задачей. Они тщательно следили за ре­жимом работы портов, движением транспортов и боевых кораблей врага на всем театре Балтий­ского моря.

 

ИСТРЕБИТЕЛЬНАЯ АВИАЦИЯ

К началу войны истребительная авиация на­считывала более половины общего состава ави­ации флота — 368 самолетов. В основном это были самолеты устаревших типов — И-15, И-153, И-16. Они уступали в скорости и вооружении не­мецким истребителям. Новые самолеты — Як-1, МиГ-1 и МиГ-3 — имелись в небольшом количе­стве в 61-й истребительной авиационной бригаде, и летный состав только начинал их теоретическое и практическое освоение.

61-я истребительная авиационная бригада (командир — полковник А. М. Морозов), имевшая в своем составе около 200 самолетов, базировалась на аэродромах восточного побережья Финского залива и прикрывала объекты в районе Нарва — Ленинград. В состав 10-й смешанной авиаци­онной бригады, базировавшейся в районе Тал­лина (командир — генерал-майор авиации Н. Т. Петрухин), входили 13-й и 71-й истребительные авиационные полки (командиры — подполков­ники И. Г. Романенко и А. В. Коронец), которые имели самолеты И-16, И-153, И-15 и прикрывали объекты Таллина, островов Эзель, Даго и полуострова Ханко.

За четыре года Отечественной войны истре­бительная авиация флота произвела 106 081 бо­евой вылет, из них 26 080 вылетов в помощь на­земным войскам. Если авиация флота в общем уничтожила 2 418 самолетов противника, то две тысячи из них в воздушных боях сбила истребительная авиация.

Показательны также данные о количестве са­молето-вылетов на сбитие одного самолета противника. Если в первый год войны на уничтоже­ние одного вражеского самолета приходилось 70 самолето-вылетов, то в четвертый — только 13. Это говорит об исключительно высокой боеспособности истребительной авиации, достигнутой летчиками в ходе Великой Отечественной войны. Кроме уничтоженных самолетов, на счету ис­требителей числятся более 160 танков, десятки зе­нитных и полевых орудий и батарей, сотни подав­ленных огневых точек, около 21 тысячи единиц автотранспорта, десятки малых кораблей и кате­ров, десятки тысяч солдат и офицеров врага. Но главной их заслугой является прикрытие от истре­бителей противника нашей бомбардировочной, минно-торпедной, штурмовой и разведыватель­ной авиации при нанесении ударов по наземным и морским целям. Выполняя эту ответственную задачу, истребительная авиация за период войны совершила около 24 тысяч самолето-вылетов.

 

МИННО-ТОРПЕДНАЯ И БОМБАРДИРОВОЧНАЯ АВИАЦИЯ

К началу Великой Отечественной войны в составе авиации флота был один полк — 1-й минно-торпедный авиационный полк пятиэскадрильного состава. Из них две авиаэскадриьи были подготовлены к нанесению торпедных ударов по кораблям низкими торпедами днем в сложных метеорологических условиях, две про­ходили подготовку к применению высотных тор­пед и одна переучивалась на новую материаль­ную часть.

Бомбардировочная авиация флота по состоя­нию на 22 июня 1941 года имела два полностью укомплектованных самолетами СБ, Ар-2 и ДБ-3 авиаполка — 57-й и 73-й. Кроме того, 15-й мор­ской разведывательный авиаполк и семь отдельных авиаэскадрилий гидросамолетов МБР-2 также были подготовлены к действиям в роли ночных бомбардировщиков.

Непрерывное напряженное участие минно-торпедной авиации в оборонительных боях 1941 года привело к значительному уменьшению ее боевого состава. Почти полностью были потеряны боевые самолеты и кадры летного состава, подготовленные в довоенное время. Если к началу войны минно-торпедная авиация имела 61 самолет, то, с учетом 29 самолетов пополнения, к январю 1942 года в ее составе оставалось только 13 самолетов — около 14 процентов. Несмотря на это, за шесть месяцев войны 1-й минно-торпед­ный авиационный полк произвел 1 520 самолето-вылетов, из них 1 170 — для нанесения бомбардировочных ударов по войскам, аэродромам, Берлину и для проведения воздушной разведки.

Во второй половине 1942 года торпедоносцы стали несколько шире привлекаться к нанесению торпедных ударов по боевым кораблям и транс­портным судам противника в Финском заливе.

С начала 1943 года и до конца Великой Оте­чественной войны основные усилия минно-тор­педной авиации были направлены на решение задач на море, особенно на коммуникациях про­тивника в Балтийском море. С весны 1943 год наши подводные лодки не могли проникать в Балтийское море из-за большой минной опасно­сти, сетевых заграждений и сильного противодей­ствия надводных кораблей и авиации противник в Финском заливе. Сложившаяся на Балтийском море обстановка выдвинула минно-торпедную авиацию в число главных ударных сил для ре­шения задачи срыва морских перевозок немцев в Балтийском море.

Основным способом действий торпедоносцев на коммуникациях противника в 1943 году явля­лись крейсерские полеты. Положительный опыт крейсерских полетов 1-го гвардейского минно-торпедного авиаполка был передан в 1944 году вновь сформированному 51-му минно-торпедно­му авиаполку.

Летом 1944 года на Курляндском полуострове в Прибалтике была окружена крупная группи­ровка фашистских войск. Снабжение ее оружи­ем, техникой, продовольствием было возможно только морским или воздушным путем. Из пор­тов Германии сюда, к Либаве и Виндаве, направ­лялись караваны транспортов. Авиация КБ успешно действовала на вражеских коммуникациях, ставила минные заграждения на подходах к портам и базам, a в конце 1944 года нанесла не­сколько эффективных комбинированных ударов по ВМБ Либава.

Выполняя план операции, в октябре — дека­бре 1944 года авиация совершила восемь массированных налетов на порт Либава. В каждом из них приняло участие более 200 самолетов. Так, 24 октября наши самолеты в течение девяти минут потопили четыре вражеских транспорта и крупный танкер, несколько транспортов повредили, уничтожили портовый склад. Опыт по­казал, что нанесение массированных ударов по порту Либава, в сочетании с эшелонированными действиями по конвоям и одиночным транспортам в плохую погоду и ночью малыми группами самолетов, давало положительные результаты в борьбе с морским противником. Только за чет­вертый квартал 1944 года наши летчики пото­пили и повредили 151 корабль, в том числе 68 транспортов противника.

Испытывая затруднения в снабжении своих войск, гитлеровцы предприняли попытку соеди­нить окруженную Клайпедскую группировку с Курляндской. 10 января 1945 года из района Клай­педы они начали наступление на узком прибреж­ном участке фронта и частично потеснили войска нашего 92-го стрелкового корпуса. Летчики 3-й Воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта не могли летать из-за плохой погоды, и коорди­нировавший действия Прибалтийских фронтов Маршал Советского Союза А. М. Василевский приказал авиации флота оказать помощь войскам 92-го стрелкового корпуса. Морские авиаторы, имевшие большой опыт действий в сложных мете­орологических условиях, оказали такую помощь. Штурмовики 11-й штурмовой Новороссийской дважды Краснознаменной авиадивизии, действуя эшелонированно под прикрытием истребителей, нанесли по врагу точные и сокрушительные уда­ры, в результате чего положение наших войск на участке прорыва было восстановлено. За оказан­ную помощь войскам в критический для них мо­мент морские летчики получили благодарность. Впоследствии штурмовая и бомбардировочная авиации флота также оказывали поддержку войс­кам 1-го Прибалтийского фронта в полной ликви­дации Клайпедской группировки противника.

 

ВОСТОЧНО-ПРУССКАЯ И ПОМЕРАНСКАЯ ОПЕРАЦИИ

В кампании 1945 года авиация флота, имея высокую боеспособность и выгодную дислока­цию, соответствующую поставленным перед ней оперативным задачам, вела боевые действия по уничтожению морского противника на всем театре Балтийского моря от Моонзундских островов до Померанской бухты. Одновременно ВВС КБФ совместно с авиацией воздушных ар­мий фронтов наносила бомбоштурмовые удары по узлам сопротивления в районе Кёнигсберга, Земландского полуострова, обеспечивала высад­ку морских десантов Балтийского флота, блокировала окруженные войска противника с моря в районах Пиллау (Балтийск) и Данцига, не допус­кала его конвои для усиления гарнизонов.

Успех ударов по конвоям и боевым кораблям противника всецело зависел от своевременного их обнаружения в момент выхода из портов и непо­средственно в море, а также от готовности наших сил для удара. Поэтому главные ударные силы авиации (торпедоносцы, топмачтовики и штур­мовики) постоянно держались в первой и второй степенях готовности. Как только обнаруживался противник, немедленно организовывался удар для его уничтожения. Наиболее успешными был удары 12, 18, 22 и 26 марта. Так, 12 марта утром был сокрушен вышедший ночью из Либавы кон­вой, в составе которого находилось пять крупных транспортов и несколько кораблей охранения. Комбинированным ударом торпедоносцев, топ-мачтовиков, пикировщиков и штурмовиков под прикрытием истребителей все пять транспортов были потоплены. Такая же участь постигла менее крупный, но очень важный конвой, шедший 26 марта в Либаву. Он, в составе танкера, транспор­та и четырех кораблей охранения, был обнаружен самолетом воздушной разведки в 40 милях юго-западнее Либавы. Торпедоносцы и бомбардиров­щики 51-го минно-торпедного авиаполка и штур­мовики 11-й штурмовой авиадивизии потопили танкер, транспорт и два тральщика из охране­ния. Как выяснилось позже, потопленный танкер «Засниц» имел около 5 тысяч тонн горючего для войск Курляндской группировки.

С марта, когда увеличилась продолжитель­ность светлой части суток и улучшились метеоус­ловия, противник усилил прикрытие своих портов и конвоев истребителями. Но они не могли оказать эффективного противодействия нашей авиации, так как надежно подавлялись истребителями сопровождения. Потери противника возрастали.

Особенно сильным ударам подвергался порт Пиллау, по которому в марте — апреле было нане­сено 24 массированных удара силами 8-й МТАД, 11-й и 9-й ШАД. В результате было уничтожено, по нашим данным, 64 корабля, в том числе 24 транспорта. Специальной комиссией штаба ави­ации ВМФ по определению фактических резуль­татов воздушных ударов после взятия Пиллау в порту было обнаружено 115 потопленных судов, в том числе 10 крупных транспортов, танкер, две подводные лодки и плавучий док.

В последние дни апреля 1945 года войска 2-го Белорусского фронта, выйдя в район Штральзунда, завершили окружение Свинемюндской группировки противника. Началась борьба за последнюю военно-морскую базу — Свинемюнде, которая играла главную роль в снабжении окруженных войск и в артиллерийской подде­ржке гитлеровцев, обороняющихся на примор­ском участке фронта.

Авиация флота сосредоточила свои усилия против боевых кораблей в Померанской бухте. 1 и 3 мая она нанесла несколько комбинирован­ных ударов по кораблям в Штеттинском заливе и на рейдах Свинемюнде. 4 мая были осущест­влены еще три удара по группировке кораблей на рейде Свинемюнде, в которых участвовали самолеты 51-го минно-торпедного, 7-го гвар­дейского штурмового, 12-го истребительного и 15-го отдельного разведывательного авиаполков. В результате были потоплены учебный линкор «Шлезиен», вспомогательный крейсер «Орион», шесть транспортов, два эскадренных миноносца, два тральщика, один сторожевой корабль. Кроме того, серьезно пострадали крейсер «Принц Ойген», три эскадренных миноносца, сторожевой корабль, тральщик и транспорт. Этими действи­ями авиация флота оказала помощь войскам 2-го Белорусского фронта в овладении военно-мор­ской базой Свинемюнде 5 мая 1945 года.

После падения Свинемюнде и капитуляции гарнизона на острове Рюген Курляндская груп­пировка врага и его войска на оккупированном датском острове Борнхольм все еще продолжали оказывать сопротивление. Нанося удары по фа­шистским войскам в этих районах с 5 по 9 и даже 10 мая, авиация Краснознаменного Балтийского флота завершила свои боевые действия, достиг­нув в кампании 1945 года самых крупных боевых результатов. С 1 января 1945 года до полного раз­грома немецко-фашистских войск авиация флота, несмотря на неблагоприятные метеорологические условия, произвела 12 500 самолето-вылетов, по­топив более 150 транспортов, 49 боевых кораблей и более 100 судов и кораблей малого тоннажа.

Личный состав авиации Краснознаменного Балтийского флота, как и весь советский народ, выстоял в тяжелой войне и победил, защитив нашу Родину от немецко-фашистских захватчи­ков. Вклад летчиков Балтики в Победу весом и значителен.

Более 158 тысяч самолето-вылетов было совер­шено авиацией КБФ в ходе войны, из них 46 372 — на сухопутный фронт. За период войны потоплено 1 389 кораблей и судов противника водоизмеще­нием 2 586 855 тонн. В воздушных боях и на аэ­родромах уничтожено 2 418 вражеских самолетов, сотни танков, орудий, минометов, тысячи автомашин, сотни складов, железнодорожных эшелонов и десятки тысяч человек живой силы врага.

В ходе Великой Отечественной войны авиато­ры Балтики совершили много ярких героических подвигов. Более двадцати балтийских летчиков произвели таранные удары по вражеским само­летам, кораблям и наземным целям. В боевых делах балтийских авиаторов проявились все лучшие морально-боевые качества: горячий со­ветский патриотизм, безграничная преданность своему народу, верность воинскому долгу.

Ратный труд балтийских авиаторов высоко оценен Родиной: одно авиационное соединение и восемь авиационных частей за доблесть и боевые успехи были удостоены звания гвардейских, сем­надцать соединений и частей награждены орде­нами, тринадцать получили почетные наимено­вания — Ропшинских, Гатчинских, Выборгских, Таллинских, Клайпедских, Кёнигсбергских.

18 тысяч авиаторов Балтики были награжде­ны орденами и медалями, 114 — удостоены зва­ния Героя Советского Союза, четверо из них — Н. В. Челноков, В. И. Раков, А. Е. Мазуренко, Н. Г. Степанян — стали дважды Героями Совет­ского Союза. Четырнадцать раз Верховное Глав­нокомандование объявляло авиаторам Балтики благодарность. Эти высокие награды Родины — лучшее свидетельство важности того боевого вклада в разгром врага, который внесла авиация КБФ.

Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации

М. И. САМОХИН, командующий ВВС КБФ

в годы Великой Отечественной войны

 

 

Списки увековеченных на Мемориале «Летчикам Балтики».

 

 

Сведения об авиаторах Балтийского флота

увековеченных в книге Памяти Калининградской области.

 

том № 2 стр. 240 - 267     Авиация БФ

 

 

том № 20 стр. 340 - 341     Авиация БФ

(Сведения указаны согласно информации предоставленной рабочей группой книги Памяти Калининградской области по варианту пробной верстки тома 20 от 18.01.2007 года.)

 

 

том № 21 стр. 258 - 274     Авиация БФ

(Сведения указаны согласно информации предоставленной рабочей группой книги Памяти Калининградской области по варианту пробной верстки тома 21 от 18.02.2008 года.)

 

 

На главную страницу

 

 

(С) Разработка проекта и дизайн Будаева А. В.   При использовании информации, полученной с сайта, ссылка на него обязательна.

Используются технологии uCoz