КНИГА ПАМЯТИ

Калининградской области

 

(том 21 стр. 203 - 206)

Краснознаменный Балтийский флот

в Восточно-Прусской стратегической наступательной операции

Восточно-Прусская стратегическая наступательная операция войск 2-го, 3-го Белорусского фронтов и 43-й армии 1-го Прибалтийского фронт* проводилась с 13 января по 25 апреля 1945 года в три этапа. На первом этапе (с 13.01 по 18.01.45 г.) и на втором (с 19.01 по 9.02.45 г.) силы КБФ к непосредственной тактической поддержке войск фронтов не привлекались и вели боевые действия на морских сообщениях противника в Балтийском море. К активным боевым действиям в тактическом звене операции флот подключился на третьем, завершающем, этапе боев.

* С 19 января 1945 года 43-я армия передана в состав 3-го Белорусского фронта.

 

В ходе операции, с 13 января по февраль, силы флота своими действиями в районе Мемеля (Клайпеда) и месте расположения группировки противника на косе Куриш-Нерунг (Куршская) содействовали наступлению наших войск. КБФ осуществлял оперативное взаимодействие с силами авиации. В результате массированных ударов по портам и кораблям в море с 13.01 по 25.04.1945 г. авиация КБФ потопила 96 немецких транспортов суммарной вместимостью 278 026 брт и повредила 12. Из боевых кораблей были потоплены:

·        2 учебных линейных корабля («Шлезиен», «Шлезвиг Гольштейн»),

·        вспомогательный крейсер «Орион»,

·        эскадренные миноносцы «Z-29», «Т-155», «Т-36»,

·        6 СКР,

·        16 ТЩ,

·        1 ПЛ,

·        около 40 других малых боевых кораблей и вспомогательных судов

·        повреждены свыше 20 единиц.

В основном противник нес потери при эвакуации войск окруженных группировок, при переходе кораблей морем и при стоянках в портах Либава, Пиллау, Данциг, Гдыня.

На третьем этапе операции (с 10.02. по 25.04.1945 г.) КБФ, кроме оперативного взаимодействия с войсками фронтов, выражавшегося в боевой деятельности на морских сообщениях противника, оказывал непосредственную тактическую поддержку войскам фронтов в уничтожении Земландской группировки противника. Содействие сухопутным войскам оказывали авиация флота, морская железнодорожная артиллерия, торпедные катера и бронекатера. Последние принимали активное участие в высадке тактических десантов.

В феврале семь торпедных катеров (ТКА) 1-й бригады ТКА КБФ под командованием капитана 1-го ранга Г. Г. Олейника, перешедших с 6 февраля в гавань Свента (Швентой) из Кихельконы, начали выходы на морские сообщения в районе Либавы. С освобождением Мемеля (Клайпеда) 28.01.45 г. развернулась подготовка базирования надводных кораблей КБФ в этом порту. Первые 8 ТКА прибыли по железной дороге в Мемель 18 февраля 1945 года. К 5 марта были подготовлены к ведению боевых действий на море 15 ТКА, а к концу месяца их число было доведено до 26 единиц. С занятием г. Кранца (Зеленоградск) 4 февраля 1945 года КБФ развернул и там строительство пирса для базирования ТКА. Это позволило, хотя и с опозданием, развернуть с 9 апреля действия торпедных катеров на подходах к Пиллау. В конце апреля из Кранца перешли в Нейфарвассер (Данцигская бухта) шесть катеров. Отсутствие подготовленных мест базирования, затруднения с развертыванием не позволили в полном объеме организовать боевую деятельность торпедных катеров в районе военно-морской базы и крепости противника на Балтике — Пиллау. ТКА приняли активное участи только на заключительном этапе операции и в высадке тактических десантов при взятии города войсками 11-й гвардейской армии. Выход из строя материальной части и оружия торпедных катеров, боевые и аварийные повреждения в значительной мере снижали массовость их использования для действий на морских сообщения противника в период проведения Восточно-Прусской операции. Наиболее приемлемым выходом из этого положения являлась немедленная переброска в конце 1944 года сил и средств с Черного и Баренцева морей. Однако это предложение в ставку последовало от НК ВМФ только в конце марта 1945 года, что также повлияло на результаты боевой деятельности катерников.

Из других надводных кораблей поддержку войскам 3-го и 2-го Белорусских фронтов оказывали на третьем этапе операции 6 бронекатеров на реке Висла, восточнее Данцига, перешедшие в состав КБФ из Дунайской военной флотилии, и 14 бронекатеров на реке Прегель. Эти артиллерийские корабли (малые канонерские лодки) активно участвовали в боевых действиях по очищению от противника Земландского полуострова.

Действия торпедных катеров из гавани Свента развернулись в начале февраля 1945 года. Первые выходы успеха не принесли. Только в одном случае — 18 февраля — катера под командованием капитанов 3-го ранга Г. П. Тимченко и Е. В. Осецкого, обнаружив и атаковав конвой, потопили транспорт. Действия торпедных катеров заставили противника развернуть дозоры на подходах к портам и начать нанесение бомбардировочных ударов по местам базирования катеров. С переходом ТКА из Свенты в Мемель и увеличение их числа за счет катеров, прибывших из Таллина (восемь), представилась возможность развернуть более активные действия на путях движения конвоев противника. Однако перенесение гитлеровцами путей движения судов к западу, в значительном удалении от берега, привело к безрезультатности выходов. Только в двух случаях — 25 февраля и 13 марта 1945 года — в районе Либавы и Брюстерорта при атаке конвоя, по донесениям командиров катеров, было потоплено пять транспортов и сторожевой корабль. (В материалах противника подтверждения потопления пока не обнаружено, поэтому данные случаи отнесены к разряду не вполне достоверных.) За апрель 1945 года торпедными катерами 1-й бригады ТКА КБФ под командованием командиров катеров капитан-лейтенанта В. К. Солодовникова, старшего лейтенанта А. П. Алексеева и других офицеров-катерников было потоплено два транспорта и эскадренный миноносец.

Действия катеров из гавани г. Кранца в районе Пиллау оставались безуспешными, так как поиск конвоев противника производился на значительном удалении от берега, а переходы кораблей в этом районе совершились прибрежными фарватерами вдоль косы Фрише-Нерунг. Отсутствиее взаимодействия с ударной авиацией флота, наведения ТКА на объекты атаки и слабость предварительной разведки во многих случаях, в том числе и на этом этапе боевых действий на Земландском полуострове, приводили к безрезультатным выходам в море и снижали успешность боевой деятельности надводных сил КБФ.

За период с февраля по май 1945 года торпедные катера совершили 268 выходов в море, и них 190 — на поиск вражеских кораблей и блокаду портов. Произведя 116 атак и израсходовав 55 торпед, катера потопили:

·        четыре транспорта,

·        эскадренный миноносец,

·        сторожевой корабль,

·        тральщик.

Успешность атак катеров составил около 10 % к достоверным данным и около 40 % — по всем случаям потоплений и повреждений судов по донесениям командиров. Общая вместимость уничтоженных торпедными катерами транспортов составила около 8000 брт. За это же время флот потерял 6 катеров, из которых 4 были уничтожены артиллерийским огнем кораблей охранения. За успехи в боевой деятельности в течение всей войны 1-я бригада торпедных катеров КБФ была награждена орденом Красного Знамени (22.07.1944 г.) и орденом Нахимова I степени (8.07.1945 г.), а первому дивизиону торпедных катеров было присвоено наименование гвардейского (Приказ НК ВМФ № 75 от 22.02.1944 г.). Среди личного состава катеров 10 человек получили звание Героя Советского Союза:

1.      Капитан-лейтенант Афанасьев Алексей Иванович, командир торпедного катера, 3.04.42 г.

2.      Капитан 3-го ранга Гуманенко Владимир Поликарпович, командир отряда торпедных катеров, 3.04.42 г.

3.      Капитан 3-го ранга Осипов Сергей Александрович, командир отряда торпедных катеров 3.04.42 г.

4.      Старший лейтенант Жильцов Василий Маркович, командир звена торпедных катеров 22.07.44 г.

5.      Старший матрос Кусков Виктор Дмитриевич, моторист торпедного катера, 22.07.44 г.

6.      Главный старшина Матюхин Григорий Иванович, старшина группы мотористов торпедного катера, 22.07.44 г.

7.      Капитан-лейтенант Свердлов Абрам Григорьевич, командир отряда торпедных катеров, 22.07.44 г.

8.      Капитан 3-го ранга Старостин Василий Михайлович, командир отряда торпедных катеров, 22.07.44 г.

9.      Капитан-лейтенант Ущев Борис Петрович, командир отряда торпедных катеров, 22.07.44 г.

10.  Капитан 3-го ранга Тихонов Виктор Иванович, командир отряда торпедных катеров, 6.03.45 г.

(Воинские звания даны на момент присвоения).

Это прославленное соединение существует в составе Балтийского флота на базе 36 бррка и поныне, только боевая техника там уже другая. На смену торпедным катерам пришли ракетные катера типа «Молния», и все они входят в состав 1-го гвардейского дивизиона, базирующегося в порту, и ВМБ г. Балтийска, который в апреле 1945 года гвардейцы-катерники брали штурмом.

Кроме торпедных катеров, в заливах Куриш-Гаф (Куришес-Хафф) и Фриш-Гаф (Фришес-Хафф) действовали также наши сторожевые катера и бронекатера. В результате их действий по нарушению перевозок противника при отходе войск из Мемеля, Кёнигсберга и Пиллау было потоплено 18 судов, в том числе:

·        четыре быстроходные десантные баржи (БДБ),

·        шесть буксиров,

·        четыре шхуны,

·        четыре самоходные баржи.

Для успеха наступления войск 43-й армии вдоль Кёнигсбергского канала в северной части залива Фриш-Гаф планировалась высадка тактических десантов силами дивизиона бронекатеров и одного стрелкового полка 24-й гвардейской стрелковой дивизии. Недостатки в подготовке операции, в системе оповещения и опознавания привели к тому, что десант 13 апреля дважды выходил в залив Фриш-Гаф и в обоих случаях возвращался обратно из-за обстрела его артиллерией наших войск и атак авиации флота. В дальнейшем, 15 и 16 апреля 1945 года, успешная высадка двух тактических десантов на дамбу Кёнигсбергского канала и огневая поддержка бронекатеров позволили войскам 43-й армии овладеть опорными пунктами противника и гаванями Циммербуде (г. Светлый) и Пайзе (п. Комсомольский). В результате активных действий бронекатеров в северной части залива Фриш-Гаф, кроме подавления и уничтожения огневых точек врага на побережье, были потоплены с 13 по 18 апреля две быстроходные десантные баржи, две самоходные баржи, мотоботы и шлюпки с войсками, эвакуировавшиеся из Пайзе.

Активное участие в Восточно-Прусской операции, штурме Кёнигсберга и взятии Пиллау принимала и морская артиллерия. В Прибалтику по железной дороге перешли пять дивизионов и три отдельные батареи — 1-й гвардейской (Приказ НК ВМФ № 29 от 22.01.44 г.), Краснознаменный (22.03.1944 г.), железнодорожной морской артиллерийской Красносельской (22.01.1944 г.) бригады в составе 47 орудий 130—180-мм. Артиллеристы приняли активное участие в огневой поддержке войск при штурме Кёнигсберга. На огневых позициях под Кёнигсбергом, а затем в Пиллау были развернуты четыре артиллерийских дивизиона (20 орудий 130-мм) и отдельная батарея (4 орудия 180-мм). В задачи морской артиллерии входило:

·        воспрепятствовать движению плавсредств противника в Кёнигсбергском канале,

·        вести обстрел железнодорожного узла и порта,

·        производить разрушения наиболее важных объектов в городе,

·        оказать поддержку войскам при прорыве вражеской обороны на подступах к Кёнигсбергу

С этой задачей морская артиллерия успешно справилась. Дальность стрельбы морских орудий составляла до 34 км и вес снарядов — до 97 кг, что позволяло поражать и разрушать намеченные цели в значительной глубине обороны немцев. Артиллерия флота, оперативно приданная 11-й гвардейской армии, с 4 по 9 апреля провела 117 стрельб и израсходовала для поддержки наступления сухопутных войск 1 519 снарядов калибром 130—180 мм.

С овладением 9 апреля 1945 года Кёнигсбергом морская артиллерия приняла участие в прорыве оборонительных укреплений гитлеровцев на подходах к Фишхаузену (г. Приморск) и взятии Пиллау. Артиллерийская группа флота, оперативно подчиненная артиллерии дальнего действия 39-й армии, с 13 по 15 апреля провела 75 стрельб с расходом свыше 1500 снарядов.

С 19 по 25 апреля моряки-артиллеристы поддерживали высадку десантов и штурм порта и города Пиллау, обстреливая гавани города-крепости и железнодорожную станцию. В результате меткого огня моряков в порту Пиллау была потоплена подводная лодка, тральщик и четыре вспомогательных судна. Всего на заключительном этапе Восточно-Прусской операции морская артиллерия провела 212 стрельб с расходом 3 219 снарядов калибром 130—180 мм.

С овладением портом и крепостью Пиллау 25 апреля 1945 года и отходом остатков разгромленных немецких войск на косу Фрише-Нерунг возникла необходимость высадки десанта на эту косу с целью ликвидации окруженной группировки врага в районе косы. Задача разгрома вражеской группировки на косе Фрише-Нерунг возлагалась на 11-ю гвардейскую армию, которая должна была переправиться через пролив Зее-Тиф и при поддержке сил Юго-Западного морского оборонительного района (ЮЗМОР) КБФ ликвидировать окруженную группировку противника. Командующий ЮЗМОР вице-адмирал Н. И. Виноградов, исходя из задач, поставленных командующим 11-й армией, принял решение с началом форсирования войсками Зее-Тиф произвести высадку десанта на западное (с моря) и восточное (со стороны залива Фриш-Гаф) побережье косы Фрише-Нерунг, в составе двух стрелковых полков и одного полка морской пехоты 260-й бригады. Общее руководство подготовкой и высадкой десанта командующий ЮЗМОР оставил за собой.

В состав десантных средств и сил прикрытия входило:

·        18 торпедных катеров,

·        12 катеров-тральщиков,

·        13 бронекатеров,

·        14 буксиров, мотоботов и катеров.

К авиационной поддержке привлекалось до 300 самолетов,

а к артиллерийской — две пушечно-артиллерийские бригады 43-й армии.

Состав десантов:

·        1 908 человек,

·        два орудия,

·        36 минометов,

·        34 станковых пулемета.

В ночь на 26 апреля оба десантных отряда вышли (из Пальмникена — для высадки на западное побережье, и из Пайзе — для высадки на восточное побережье косы) к месту высадки.

В это же время войска 11-й гвардейской армии начали переправу из порта Пиллау через Зее-Тиф на косу Фрише-Нерунг.

Произведенная перед высадкой десантов и переправой войск авиационная и артиллерийская подготовка способствовала успеху переправы и высадки. Внезапность десанта и переправы войск через Зее-Тиф на следующие сутки после захвата Пиллау ошеломила противника и позволила с незначительными потерями захватить плацдармы высадки и затем развить наступление по очищению северной части косы. Однако дальнейшее наступление на косе Фрише-Нерун в направлении устья р. Висла встретило упорное сопротивление немецких войск, которые, опираясь на заранее подготовленные рубежи обороны, вели ожесточенные бои.

Штурмовая авиация флота в целях поддержки десантных действий совершила 167 самолето-вылетов. В этот момент все основные усилия авиации флота были направлены на нанесение ударов по кораблям противника в Данцигской бухте.

В связи с большими потерями на смену 11-й гвардейской армии был выдвинут 53-й корпус 48-й армии, ЮЗМОР организовал обеспечение перевозок корпуса через Зее-Тиф и Фриш-Гаф, а затем, с 1 мая 1945 года, дивизионом бронекатеров — огневую поддержку войск при их наступлении по косе Фрише-Нерунг. С 1 по 8 мая дивизионом бронекатеров было проведено 19 огневых налетов по вражеским огневым позициям и опорным пунктам. На этом боевая деятельность КБ в Восточной Пруссии была завершена.

 

(Сведения указаны согласно информации предоставленной рабочей группой книги Памяти Калининградской области по варианту пробной верстки тома 21 от 18.02.2008 года.)

 

На главную страницу

 

 

(С) Разработка проекта и дизайн Будаева А. В.   При использовании информации, полученной с сайта, ссылка на него обязательна.

 

Используются технологии uCoz