КНИГА ПАМЯТИ

Калининградской области

 

(том 21 стр. 228 - 231)

Спецназ КБФ. Начало пути

Малоизвестные страницы войны

Более десяти лет у нас в стране идет реформирование Вооруженных сил, много говорится о переходе на контрактную службу в армии и на флоте, подготовке профессионалов, опоре в борьбе с терроризмом на спецподразделения. Все каналы телевидения наперебой показывают сериалы об американских спецподразделениях, отрядах по борьбе с мафией и группах антитеррора. Появились и наши ленты, рассказывающие о современных суперменах в различных правоохранительных органах и структурах. На фоне всей спецпропаганды уходит в тень становление и развитие нашего отечественного спецназа, а конкретно — морского: флотской элиты профессионалов Великой Отечественной войны.

 

НАЧАЛО ПУТИ

Первое учение с применением высадки морских разведчиков-диверсантов через торпедный аппарат (ТА) подводной лодки было проведено на ТОФе 22 октября 1938 года. Выйдя из ПЛ через ТА, диверсанты перерезали противолодочную сеть, защищавшую вход в бухту Улисс, скрытно вышли на берег, провели показательные диверсионные действия и вернулись на лодку «Щ-112», ожидавшую их на грунте. Для возможности выхода из ПЛ, лежащей на грунте, водолазы-разведчики использовали индивидуальный дыхательный аппарат подводника (ИДА). Идея боевого применения водолазного снаряжения возникла во время создания средств спасения экипажа из затонувшей подводной лодки. Если через торпедный аппарат можно спасаться, то почему нельзя выпускать диверсантов? Результаты этих учений рассекретили только в начале девяностых. Широкого применения, несмотря на положительные результаты, этот метод тогда не получил. Главной задачей применения легкого водолазного снаряжения командование считало спасение экипажа затонувшей подводной лодки.

В конце июля 1941 года, когда встал вопрос об эвакуации водолазной школы КБФ из Выборга в Ленинград, начальник экспедиции поисковых работ особого назначения (ЭПРОНа) контр-адмирал Фотий Иванович Крылов, докладывая заместителю наркома ВМФ адмиралу И. С. Исакову, выразил мнение, что при эвакуации и неразберихе можно потерять ценные, хорошо подготовленные водолазные кадры, и предложил создать из водолазов школы отряд морских разведчиков. Во главе этого отряда он предложил поставить толкового и опытного специалиста, выпускник ВМУ имени М. В. Фрунзе лейтенанта Ивана Васильевича Прохватилова.

11 августа 1941 года нарком ВМФ подписал приказ № 72 (походный), в котором предписывалось:

  1. Сформировать при разведотделе штаба КБ роту особого назначения (РОН) в составе 146 штатных единиц, укомплектовав ее командирами и краснофлотцами-водолазами, прошедшим специальную подготовку в Военно-морской медицинской академии и Управлении ЭПРОНа.
  2. Командиром роты особого назначения назначить лейтенанта Прохватилова Ивана Васильевича, комиссаром роты — политрука Мащенко Анатолия Федоровича.
  3. Для руководства и консультаций по водолазному делу выделить военврача 1-го ранга Савичева Илью Ильича.
  4. Штат ввести в действие с 15.08.41 г., формирование роты закончить 25.08.41 г.

Этот день считается днем рождения спецназа КБФ.

Местом базирования роты стал остров Голодай (ныне остров Декабристов). Началось обустройство быта. На ближайшем школьном участке хозяйственный командир приказал разбить огороды, в Неве специально назначенные краснофлотцы на шлюпках собирали оглушенную после обстрелов рыбу. Для оснащения РОН использовались существующие в подплаве легководолазные индивидуальные дыхательные аппараты (ИДА-2), гидрокомбинезоны (ГК) и приспособления для плавания в виде спасательного круга. В 1942 г. было разработано специальное устройство, облегчающее передвижения по воде и состоящее из надувной подушки и полу-гидрокомбинезона из прорезиненной ткани. Позднее личный состав РОН наладил изготовление из материала аэростатов индивидуальных надувных шлюпок, весивших 3 кг, с грузоподъемностью до 150 кг. В этот период штатные образцы оборудования, снаряжения, предназначенные именно для морских спецподразделений, просто отсутствовали.

 

БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ

Не заставило себя ждать и выполнение боевых задач. Подвигам РОН посвящена замечательная книга В. Л. Зарембовского и Ю. Н. Колесникова «Рота особого назначения», но она сразу стала раритетом. Все, что в ней написано, основывается на рукописи самого И. В. Прохватилова. За годы войны рота провела более 200 разведывательно-диверсионных операций, половину из них — с использованием водолазного снаряжения.

Началом боевой деятельности балтийской РОН считают подрыв в августе 1941 года моста через реку Нарва, южный берег которой заняли немецкие войска, накапливающие силы для дальнейшего наступления. Двое разведчиков, старшим из которых был ст. лейтенант Пупков (фамилия второго в архивных материалах не сохранилась), ночью по течению вплавь отбуксировали морскую мину с временным взрывателем к мосту и закрепили ее на опоре. Мост обрушился, а диверсанты незаметно вернулись на базу. Следует особо отметить работу личного состава РОН в проведении ледовой разведки на Ладожском озере. Именно по ее результатам была проложена знаменитая Дорога жизни. Операцию возглавлял сам командир РОН лейтенант Прохватилов.

Важное значение в деятельности водолазов-разведчиков имели поиск и обследование затонувших кораблей. Так, 30 июля 1944 года катер-охотник СКА «МО-103» под командованием старшего лейтенанта А. П. Коленко потопил в Выборгском заливе германскую субмарину «V-250», которая затонула на глубине 30 м. Немецкое командование сразу стало проявлять странный и настойчивый интерес к месту гибели ПЛ. Авиация противника неоднократно усиленно бомбила предполагаемый квадрат нахождения подводного корабля, прорвавшиеся сюда вражеские торпедные катера сбросили несколько десятков глубинных бомб. Командующий КБФ адмирал В. Ф. Трибуц приказал разведчикам РОН обнаружить и обследовать затонувшую вражескую ПЛ. Для проведения работ была сформирована команда из 16 водолазов во главе с командиром роты капитаном 3-го ранга И. В. Прохватиловым. В течение трех суток, несмотря на глубины, превышавшие предельно допустимые для имевшегося на вооружении легководолазного снаряжения, в условиях постоянного артобстрел и штормовой погоды, задачу удалось выполнить. Выяснилось, что на субмарине находилось новое оружие немцев — две электрические, самонаводящиеся по акустическому каналу торпеды Т-5 с неконтактными взрывателями. С их помощь руководство фашистской Германии намеревалось нанести поражение западным союзникам СССР в битве за Атлантику. О находке советское руководство известило Лондон. В ходе личной конфиденциальной переписки между Сталиным и Черчиллем была достигнута договоренность о срочно: направлении в СССР британских специалистов для изучения германской торпеды на месте.

Но особой гордостью балтийского спецназ считаются операции, проведенные против ракет ФАУ-1, которые гитлеровцы хотели использовать для обстрела блокадного Ленинграда, и против итальянской 10-й флотилии МАS морского супердиверсанта Второй мировой войны Валерио Боргезе.

 

РОН ПРОТИВ ФАУ

Из данных разведки стало известно, что под Лугой немцы строят стартовые площадки для обстрела блокадного Ленинграда ракетами ФАУ-1. Для корректировки этих ракет в районе Стрельны противник начал возводить радионавигационную станцию. Ленинград могла постигнуть часть Ковентри и Лондона. Город и так изнемогал от обстрелов и бомбежек. Разведчики РОН, наблюдая за берегом с дамбы Морского канала, обнаружили закрытую масксетями дорогу, на которой просматривалось какое-то движение. В одну из безлунных ночей водолаз-разведчик Владимир Борисов, пройдя под водой до вражеского берега, спрятал в камышах водолазное снаряжение. После этого, переодевшись в немецкую форму, пробрался к проходной завода «Пишмаш», к которому вела дорога. Наблюдая за противником, разведчик заметил, что к проходной все время подъезжают машины и повозки. Решив добыть  более точную информацию, Борисов, воспользовавшись тем, что к проходной подъехала очередная телега с ящиками, подскочил к ней сзади и подпер плечами, якобы удерживая от падения. Часовой, видя такое положение с ящиками, не стал проверять документы и открыл шлагбаум. Когда повозка остановилась у входа в цех, разведчик взвалил на плечо ящик и стал ходить с ним по всему заводу. Обнаружив, что в одном из цехов монтируют аппаратуру, Борисов вернулся: к телеге, помог разгрузить остальные ящики и на той же подводе выехал с территории, приветливо махнув часовому. Тот улыбнулся незадачливому знакомому и посоветовал лучше грузить аппаратуру, чтобы не попасть под трибунал. На одно из поворотов он спрыгнул с телеги и скрылся в складках местности. Ночью под водой добрался к поджидающему его катеру. Полученные данные были немедленно переданы в штаб, после чего станция и стартовые площадки были уничтожены нашей авиацией и артиллерией.

 

РОН ПРОТИВ 10-Й ФЛОТИЛИИ MAS

В течение всего времени блокады Ленинграда немцы старались перекрыть путь Ленинград — Кронштадт, засыпая фарватеры и устье Невы минами. Вскоре наши научились бороться с минами, и тогда в сентябре 1943 года немцы применили новое средство. На транспортные корабли и боевые суда КБФ, несшие боевую службу, стали стремительно выходить быстроходные катера. Они огнем пулеметов и артиллерии топили наши корабли и мгновенно исчезали в неизвестном направлении. Как выяснилось гораздо позже, это были итальянские катера 10-й флотилии МАS, которые до этого усиленно применялись на Средиземном море против кораблей союзников. Катера были срочно доставлены по железной дороге из Италии. Загруженные торпедами, начиненные взрывчаткой, малоуязвимые, управляемые фанатиками и имевшие скорость более 70 км/ч, эти катера представляли серьезную угрозу для базы КБФ в Кронштадте, ленинградских мостов, коммуникаций и объектов флота. Итальянцы применяли катера и как брандеры на акватории Средиземного моря. Направив катер на вражеский корабль, водитель в ста метрах от цели выпрыгивал в воду и его подбирал следующий катер. Люди князя Боргезе не задумываясь рисковали жизнью для выполнения боевой задачи.

Перед РОН была поставлена цель: найти и уничтожить нового страшного врага. Разведчики обползали все побережье, где могли базироваться эти проклятые катера, прятались даже в мусорных баках. Но и немцы не дремали, поливая огнем все, что шевелилось. Наконец, благодаря знанию местности одного из служивших в РО матросов, самым перспективным был признан участок возле дамбы, недалеко от Стрельны. Но катера с десантом снесло ветром и течением далеко в сторону. Нужен был световой ориентир. Прохватилов решил сам подойти к берегу на катере и высадить водолаза, который ночью подаст световой сигнал. Выбор пал на Всеволода Ананьева. Моросил дождь, висел густой туман, и высадку решили проводить днем. Полностью одетый в водолазное снаряжение Ананьев лежал на палубе, Прохватилов возвышался за штурвалом, моторист управлял двигателем в машине, началось все удачно. Прикрываясь туманом, подошли почти вплотную к берегу. И тут выглянуло солнце. Катер оказался прямо перед немецкими позициями. Прохватилов успел столкнуть Ананьева ногой за борт. Немцы на берег не проявляли враждебности, решив, что русский приплыл сдаваться. А тут еще командира от невероятного напряжения пробил пот. Достав из кармана белый платок, он вытер испарину. Немцы укрепились в мысли о капитуляции и даже зааплодировали. Жестами командир объяснял фашистам, что к берегу подойти не может, мешают камни, и стал двигаться вдоль берега, якобы выбирая место для причаливания. Сначала немцы это воспринимали спокойно, потом начали стрелять в воздух. «Право руля! Полный ход!» — крикнул Иван Васильевич мотористу и… вылелел за борт от резкого рывка, в последний момент схватившись рукой за леерное ограждение. С трудом взобравшись на катер, он под градом пуль взял на себя управление. Катер на огромной скорости проскочил Финский залив и остановился аж у Лисьего Носа, имея несколько десятков пробоин в бортах.

Ночью с 4 на 5 октября 1943 года бойцы РОН с гребных шлюпок высадились в районе дамбы, ориентируясь по огоньку Ананьева, сняли охрану. Вот они, катера! Стоят на рельсах, чтобы быстро и незаметно уходить и возвращаться. Грохнули взрывы. Бойцы забрасывали катера трофейным гранатами на длинных ручках с привязанными ним дополнительными тротиловыми шашками. На всю операцию ушло 20 минут, вместо отпущенных 2-х часов. Угроза Ленинграду и Кронштадту была ликвидирована. Обратно уходили по немецким тылам, чего немцы никак не ожидали. По пути уничтожили топливный склад и, описав дугу, вышли точно в срок — к прибытию кораблей, которые всех эвакуировали. Кстати, Прохватилов всю жизнь был уверен, что уничтожил немецкие катера. О том, что это были итальянцы, стало известно в конце 80-х годов. В этой операции погибли 4 спецназовца. Имена их увековечены в боевой летописи разведки Балтийского флота и вошли в 21-й том Книги Памяти «Назовем поименно».

Сейчас в Стрельне есть маленький музей роты особого назначения КБФ. Некоторые из ветеранов РОН еще живы и до сих пор собираются в г. Стрельна в день Стрельнинского десанта, когда водолазами-разведчиками были уничтожены катера 10-й флотилии МАS. Сейчас туда приезжают даже гости из Италии…

 

(Сведения указаны согласно информации предоставленной рабочей группой книги Памяти Калининградской области по варианту пробной верстки тома 21 от 18.02.2008 года.)

 

На главную страницу

 

 

(С) Разработка проекта и дизайн Будаева А. В.   При использовании информации, полученной с сайта, ссылка на него обязательна.

 

Используются технологии uCoz