КНИГА ПАМЯТИ

Калининградской области

 

(том 21 стр. 18 - 22)

Выписка из приказа.

Балтийское море и Ладожское озеро.

Отдание воинских почестей при прохождении памятных мест славных побед и героической гибели кораблей советского флота производить:

 

При прохождении меридиана маяка Толбухин — в честь военных моряков-балтийцев.

В годы Великой Отечественной войны Краснознаменный Балтийский флот активно участвовал в непосредственной обороне Ленинграда, надежно прикрывая морские подступы к городу. Более 100 тысяч моряков-балтийцев сражались на сухопутном фронте. Корабельная и береговая артиллерия вела контрбатарейную борьбу с артиллерией противника, поставившего себе целью — стереть с лица земли Ленинград — колыбель Великой Октябрьской социалистической революции. Авиация флота, морская пехота, артиллерия кораблей и береговой обороны принимали активное участие в операциях по прорыву блокады Ленинграда в 1943 г. и полному ее снятию в 1944 г.

Важную роль в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками под Ленинградом сыграла морская крепость Кронштадт. Артиллерия фортов и базировавшихся в Кронштадте кораблей участвовала в отражении наступления противника на Ленинград осенью 1941 г. Из Кронштадта ушли десанты в Петергоф и Стрельну. Балтийские моряки защищали «Дорогу жизни», вели бои за Ладогу и на Волховском фронте.

Балтийский флот участвовал во всех оборонительных и наступательных операциях Ленинградского фронта, его корабли уничтожали врага на морских коммуникациях. За героизм, мужество и отвагу, проявленные личным составом в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, более 150 балтийцев были удостоены звания Героя Советского Союза, из них четверо — А. Е. Мазуренко, В. И. Раков, Н. Г. Степанян, Н. В. Челноков — удостоены этого звания дважды; свыше 20 кораблей, частей и соединений флота стали гвардейскими, многие награждены орденами, в том числе линкор «Октябрьская революция», крейсера «Киров» и «Максим Горький», 8-я минно-торпедная и 9-я штурмовая авиадивизии.

22 декабря 1942 г. в ознаменование подвиг войск, героизма и мужества населения Ленинграда Указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 26 января 1945 г. за мужество и отвагу в годы войны Ленинград был награжден орденом Ленина. 8 мая 1965 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР город-герой Ленинград награжден медалью «Золотая Звезда».

 

При прохождении меридиана маяка острова Мощный — в честь героического личного состава гарнизона острова Лавенсари и Островной военно-морской базы Краснознаменного Балтийского Флота, в память десантников, геройски погибших у деревни Мерекюла в феврале 1944 г.

Созданная на острове Лавенсари Островная военно-морская база являлась передовым опорным пунктом флота. Здесь базировались два дивизиона сторожевых катеров, по дивизиону тральщиков и катеров-тральщиков, другие корабли, артиллерийские и зенитные дивизионы, эскадрильи истребительной авиации. Отсюда наши подводные лодки уходили для действий на морских коммуникациях врага в Балтийском море. Тральщики и катера-тральщики военно-морской базы тралили акватории и фарватеры, очищая Финский, Выборгский и Нарвский заливы от вражеских мин для действий надводных кораблей и подводных лодок.

Здесь совершил подвиг мичман Иван Григорьевич Завируха. Ценой жизни он спас родной корабль — сетевой заградитель «Онега». Его имя навечно внесено в списки личного состава корабля.

С острова Лавенсари уходили на запад корабли для выполнения боевых заданий. Остров полностью выполнил свою роль форпоста Краснознаменного Балтийского флота. В память о мужестве и стойкости моряков гарнизона остров Лавенсари был переименован в Мощный.

В январе 1944 г. войска Ленинградского и Волховского фронтов обрушили сокрушительный удар на немецко-фашистскую группу армий «Север». За две недели наступления были полностью освобождены Ленинградская и Новгородская области, а также часть Псковской.

Вдоль южного побережья Финского залива наступали соединения 2-й ударной армии. 3 февраля они вышли к реке Нарова почти на всем ее протяжении от Нарвского залива до Чудского озера. Здесь гитлеровцы создали мощные укрепленные позиции и стянули отборные войсковые формирования. На этом рубеже развернулись ожесточенные бои: противник всеми силами старался отбросить наши войска за Нарову.

Для удара в тыл противника со стороны Нарвского залива в ночь на 14 февраля с бронированных малых охотников за подводными лодками и сторожевых катеров у деревни Мерекюла балтийцами был высажен десант. В состав десанта вошли батальон автоматчиков и стрелковая рота 260-й отдельной бригады морской пехоты. Командовал отрядом майор С. П. Маслов. Высадка проходила под артиллерийским и пулеметным обстрелом.

На берегу десантники оказались в исключительно сложной обстановке. Но моряки не отступили и, сражаясь отдельными группами с превосходящими силами противника, сделали все, что могли, для выполнения поставленной задачи. Своими действиями они отвлекли на себя внимание противника и помогли нашим наступающим частям. Морские пехотинцы прорвали вражескую береговую оборону, разгромили штаб дивизии СС и вышли к важнейшим коммуникациям противника. Но сами моряки почти все погибли в неравной схватке с врагом.

 

При пересечении меридиана маяка Таллин - в честь героической обороны города и военно-морской базы Таллин, прорыва кораблей Краснознаменного Балтийского флота из Таллина в Кронштадт 28—30 августа 1941 г. и подвига балтийских подводников при форсировании Нарген-Порккалаудского противолодочного рубежа.

Оборону Таллина в августе 1941 г. вместе с 10-м стрелковым корпусом осуществляли 1-я отдельная бригада морской пехоты, стрелковый полк, батальоны и другие подразделения, сформированные из личного состава военно-морской базы и кораблей. Их поддерживали береговая артиллерия, авиация и корабли Балтийского флота. Защитники Таллина мужественно сражались с врагом, проявляя массовый героизм. Бессмертный подвиг совершил торпедный электрик с лидера «Минск» Евгений Никонов. В бою он был тяжело ранен и захвачен в плен. В тяжелых муках принял моряк-комсомолец смерть, но не выдал врагу военной тайны. Он навечно зачислен в списки балтийцев.

В боях под Таллином враг понес большие потери. Когда все возможности для обороны город были исчерпаны, защитники Таллина получили приказ на эвакуацию. При крайне ограниченных силах обеспечения, подвергаясь непрерывным атакам вражеской авиации, господствовавшей в воздухе, Балтийский флот 28—30 августа совершил героический переход через заминированный Финский залив в Кронштадт. Исключительное мужество и героизм проявил личный состав флагманского корабля-крейсера «Киров», эсминцев «Яков Свердлов», «Скорый», «Гордый», лидера «Минск». 112 кораблей, 23 транспорта и вспомогательных судна с 18 тысячами бойцов и командиров прибыли в Кронштадт и Ленинград и встали на защиту города Ленина.

Балтийские подводники наносили большой урон боевым кораблям и судоходству фашистов. Чтобы заблокировать советский флот в Финское заливе, противник оборудовал противолодочные рубежи, выставив несколько тысяч мин и минных защитников. Но балтийцы с величайшим мужеством и отвагой шли на прорыв вражеского противолодочного рубежа. Выполняя боевую задачу, погибли подводные лодки «Щ-406» под командованием Героя Советского Союза капитана 3-го ранга Е. Я. Осипова, «Щ-408» под командованием капитан-лейтенанта П. С. Кузьмина и другие.

 

При пересечении линии, соединяющей маяк Тахкуна и маяк Руссарё — в честь героических защитников военно-морской базы Ханко, острова Осмуссар и Моонзундских островов в 1941 г., первого бомбового удара балтийских летчиков по Берлину.

С первых дней Великой Отечественной войны военно-морская база Ханко играла важную роль в прикрытии дальних подступов к Ленинграду. Для захвата базы противник сформировал ударную группу войск. Ежедневно противник обрушивал на Ханко до 5 тысяч снарядов и мин. Гарнизон базы вел активную оборону, высаживая морские десанты на близлежащие острова. За период обороны ханковцы нанесли противнику значительный урон: уничтожили несколько тысяч солдат и офицеров, 24 самолета, несколько катеров, большое количество плавсредств и военной техники. Защитники Ханко проявили массовый героизм. 160-дневная героическая оборона Ханко воспрепятствовала прорыву немецко-фашистского флота в Финский залив, что являлось основной целью гитлеровцев на Балтике, а также сковала часть сухопутных сил противника.

В сентябре командиру военно-морской базы Ханко был подчинен гарнизон острова Осмуссар, который затем стал промежуточным пунктом при эвакуации личного состава острова Хиума, входившего в Моонзундский архипелаг. В течение многих дней Осмуссар подвергался ожесточенному артиллерийскому обстрелу и бомбовым ударам с воздуха. Гитлеровцы пытались высадить на остров десант. Но его мужественные защитники отбивали атаки противника, и только в конце ноября, во время эвакуации гарнизона Ханко, они были сняты и вывезены в Кронштадт.

Защитники Моонзундских островов, оказавшись в глубоком тылу врага, в течение полутора месяцев (6 сентября — 22 октября) вели ожесточенные бои с противником. Отражая попытки фашистов высадить на острова десант, неувядаемой славой покрыли себя артиллеристы береговых батарей под командованием капитана А. М. Стебеля и старшего лейтенанта В. Г. Букоткина. В ходе боев за Моонзундские острова немецко-фашистские войска потеряли свыше 25 тысяч человек, броненосец береговой обороны, несколько тральщиков и катеров, большое количество десантных плавсредств. Упорная оборона островов препятствовала действиям немецко-фашистского флота в Рижском и Финском заливах и отвлекла значительные сухопутные силы противника, ослабив тем самым его группировку, наступавшую на Ленинград.

Во второй половине июля 1941 г. фашистская авиация начала массированные налеты на Москву. Руководство фашистской Германии объявило, что советская авиация уничтожена.

По предложению командования Военно-Морского Флота был разработан план нанесения ответных бомбовых ударов авиацией Балтийского флота по Берлину. В ночь на 8 августа три группы самолетов 1-го минно-торпедного авиаполка под командованием полковника Е. Н. Преображенского, капитанов В. А. Гречишникова и А. Я. Ефремова нанесли первый бомбовый удар по столице фашистской Германии. Летчики пролетели от острова Сарема до Берлина и обратно 1800 км, в том числе 1300 км — над Балтийски морем. С 8 августа по 4 сентября было произведено девять вылетов летчиков-балтийцев на Берлин и другие города фашистской Германии. За весь период они совершили 52 самолето-вылета. 13 августа 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР присвоил звание Героя Советского Союза участникам бомбардировок:

1.      полковнику Е. Н. Преображенскому,

2.      капитану П. И. Хохлову,

3.      капитану В. А. Гречишникову,

4.      капитану А. Я. Ефремову,

5.      капитану М. Н. Плоткину.

 

При прохождении Ирбенским проливом меридиана маяка Сырве, где моряками-балтийцами в 1941 г. одержаны славные победы над немецко-фашистскими кораблями и конвоями, а также в память героев-артиллеристов полуострова Сырве.

6 июля 1941 г. в Ирбенский пролив на постановку мин вышла группа наших кораблей под прикрытием эсминцев «Сердитый» и «Сильный». При подходе к месту постановки они обнаружили три вражеских корабля. Разгорелся морской бой — первый артиллерийский бой надводных кораблей на Балтийском море. Не выдержав огня советских эсминцев, фашистские корабли покинули пролив.

12 июля на подходах к Ирбенскому проливу был обнаружен вражеский конвой в составе быстроходных десантных барж, паромов «Зибель», лихтеров и штурмовых катеров. Отряд обстреляла береговая батарея № 315 капитана А. М. Стебеля с полуострова Сырве. Утром 13 июля корабли противника были атакованы четырьмя торпедными катерами под командованием старшего лейтенанта В. П. Гуманенко, а через несколько часов — бомбардировщиками флота. В результате совместных действий кораблей, авиации и береговой артиллерии был потоплен штурмовой катер, несколько кораблей повреждено. Наши катера и самолеты возвращались без потерь. В этих первых морских боях балтийцы показали свое боевое мастерство и отвагу, готовность к подвигу во имя социалистической Родины.

 

При прохождении параллели Лиепая-Бака — в честь героической обороны города Лиепая в 1941 г. и побед, одержанных балтийскими военными моряками и летчиками при ликвидации курляндской группировки немецко-фашистских войск в 1944—1945 гг.

Лиепая была первой военно-морской базой на пути немецко-фашистских захватчиков. Гитлеровцы намеревались захватить ее к исходу второго дня войны. Но вопреки их планам кровопролитные бои за город продолжались шесть дней. Душой обороны города были балтийские моряки. Именно здесь, у стен Лиепаи, гитлеровцы впервые назвали советских моряков, сражавшихся на сухопутном фронте, «черными дьяволами» и «полосатой смертью».

В октябре 1944 г. советские войска окружили на Курляндском полуострове около 33-х фашистских дивизий. Нарушение снабжения этой группировки стало основной задачей Балтийского флота. Главную роль в выполнении ее сыграла морская авиация:

·        бомбардировщики,

·        торпедоносцы,

·        штурмовики,

·        истребители.

В октябре-декабре авиация флота подвергала атакам вражеские суда в портах Лиепая и Мемель (Клайпеда). В налетах на Лиепаю участвовало более 160 самолетов, в результате было потоплено и повреждено несколько десятков транспортов и боевых кораблей противника.

К 10 октября на подходах к Лиепае, Вентспилсу, Кольбергу (Колобжегу) и в других важных районах вражеских коммуникаций заняли позиции подводные лодки. За три месяца (октябрь — декабрь) они потопили и повредили более 30 фашистских транспортов и боевых кораблей.

После того как наши войска овладели островами Моонзундского архипелага, Балтийский флот еще шире развернул блокадные действия курляндской группировки противника. И хотя из-за ограниченного количества кораблей флоту не удалось полностью блокировать курляндский плацдарм, основная часть группировки противника не смогла эвакуироваться и в ночь на 9 мая 1945 г. капитулировала. В ходе принятия капитуляции курляндской группировки немецко-фашистских войск была освобождена Лиепая.

 

При прохождении линии, соединяющей маяки Таран и Розеве в Гданьском заливе, — в честь героических подвигов советских воинов, осуществлявших высадку десанта на косу Фрише-Нерунг (Балтийская) и овладевших морской крепостью Пиллау (Балтийск), а также балтийских подводников, одержавших в этом районе ряд славных побед.

13 апреля 1945 г., после взятия крепости Кёнигсберг, советская армия перешла в наступление с целью разгрома группировки войск противника на Земландском полуострове. Перед Балтийским флотом была поставлена задач не дать возможности врагу эвакуировать свои части из Пиллау. Поддерживая наступления наших частей, флот высадил два тактических десанта на дамбу Кёнигсбергского морского канала. Массированные удары по отходящему противнику наносили морская железнодорожная артиллерия и авиация флота. В этих боя балтийские летчики потопили более 50 кораблей и транспортов противника. Часть разгромленных войск противника — около 35 тысяч гитлеровцев — отошла на косу Фрише-Нерунг. Чтобы отрезать противнику путь отхода и нанести удар по обороне, флот 26 апреля высадил на косу тактический десант. Для обеспечения высадки привлекались до 300 самолетов, две артиллерийские бригады, морская железнодорожная артиллерия. Враг оказал нашим войска упорное сопротивление: бои на косе продолжались до 8 мая, 9 мая свыше 22 тысяч вражески солдат и офицеров сложили оружие.

30 января 1945 г. подводная лодка «С-13» под командованием капитана 3-го ранга Александра Ивановича Маринеско тремя торпедам потопила вражеский лайнер «Вильгельм Густлов», на борту которого находилось несколько тысяч солдат и офицеров, в том числе личный состав школы подводного плавания. 10 февраля эта подводная лодка потопила другой крупный транспорт — «Генерал фон Штойбен» с несколькими тысячами солдат и офицеров вермахта на борту. За мужество и героизм весь личный состав «С-13» был награжден орденами и медалями, а подводная лодка стала Краснознаменной.

 

Широта 60° 07′ сев., долгота 31° 05′ вост. - маяк Осиновецкий — место героических боев и славных подвигов советских воинов при защите «Дороги жизни», связывавшей блокированный Ленинград со страной.

Маяк Осиновецкий расположен в небольшой бухте на западном берегу Ладожского озера в 55 километрах от Ленинграда. В период блокады Ленинграда здесь был оборудован порт для приема грузов и вывоза уникального промышленного оборудования. Через этот порт осуществлялась также перевозка людей.

Строительство порта производилось в чрезвычайно трудных условиях под воздействием авиации противника. В короткий срок были построены четыре больших пирса, произведены дноуглубительные работы, проложена узкоколейная дорога от причалов к основной магистрали, выстроены склады. Во время блокады Осиновецкий порт заменял собой все железнодорожные вокзалы, морские и речные порты Ленинграда. За навигацию 1942 г. Осиновецкий порт принял несколько сот тысяч тонн различных грузов для осажденного Ленинграда: продовольствие, топливо, оружие, боевую технику, боеприпасы. По приказу Верховного Главнокомандующего в навигацию 1942 г. впервые были осуществлены массовые переброски войск через озеро для пополнения Ленинградского фронта. Большую роль сыграл Осиновецкий порт в эвакуации ленинградцев. С мая по ноябрь 1942 г. водным путем было вывезено свыше полумиллиона человек. Огромная напряженная работа Осиновецкого порта во многом способствовала нормализации жизни осажденного города.

Осиновецкий порт как часть ладожской коммуникации постоянно подвергается налетам вражеской авиации. В отдельных налетах на порт участвовало до 90 самолетов противника. Но самоотверженные действия воинов Ленинградского фронта, моряков Ладожской военной флотилии и Северо-Западного речного пароходства срывали планы врага. Осиновецкий маяк — свидетель беспримерного героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны.

 

Широта 60° 24сев., долгота 32° 05вост. — остров Сухо — важный оборонительный форпост моряков Ладожской военной флотилии, которые своими героическими действиями успешно отразили попытки гитлеровцев захватить остров и сорвать снабжение осажденного Ленинграда.

Остров Сухо, расположенный на коммуникации Новая Ладога—Морье, в годы Великой Отечественной войны сыграл важную роль в защите «Дороги жизни» и в битве за Ленинград. Гарнизон острова состоял из 90 человек под командованием старшего лейтенанта И. К. Гусева. На острове была установлена трехорудийная 100-миллиметровая батарея.

Осенью  1942 г. гитлеровское командование решило высадить десант с целью захватить остров и парализовать наши перевозки по Ладожскому озеру.

Утром 22 октября отряд десантных кораблей (23 единицы) подошел к острову и открыл по нему сильный артиллерийский огонь. На острове была объявлена тревога. В бой вступила 100-миллиметровая батарея. Однако противнику все же удалось высадить десант. Бойцы гарнизон пошли в рукопашную контратаку. Одновременно два дозорных корабля: тральщик и малый охотник за подводными лодками — вступили в неравный бой с кораблями противника. Защитники острова показали чудеса упорства и отваги. Полтора часа гарнизон острова и два корабля оказывали яростное сопротивление превосходящим силам врага. Около 9 часов в районе острова появилась авиация. В результате решительных действий авиации и гарнизона противник был выбит с острова. Вскоре в район боя подошли два отряда кораблей ладожской военной флотилии. Корабли и авиация преследовали отступившего противника. Десант был полностью разгромлен. Враг потерял 19 кораблей — половину своих надводных сил на Ладожском озере. До конца войны противник уже не мог предпринимать решительных действий против Ладожской военной флотилии.

 

(Сведения указаны согласно информации предоставленной рабочей группой книги Памяти Калининградской области по варианту пробной верстки тома 21 от 18.02.2008 года.)

 

На главную страницу

 

 

(С) Разработка проекта и дизайн Будаева А. В.   При использовании информации, полученной с сайта, ссылка на него обязательна.

 

Используются технологии uCoz