Сведения об авиакатастрофах в ВВС и ПВО БФ

при выполнении полетов в период с 1961 г. по 2006 г.

 

Дата

Тип ВС

 

ФИО погибших

Обстоятельства

12.01.1961

Ил-28

капитан

Фоменко А.К.

НСМУ. Заход на посадку с «прямой». На удалении 23,5 км от полосы на посадочном курсе самолет столкнулся с землей с углом пикирования 80 град. Экипаж погиб. Причина не установлена.

 

 

капитан

Ишимов Р.А.

 

 

ст. лейтенант

Кононенко С.В.

02.09.1961

Бе-6

ст. лейтенант

Дмитриев И.В.

Экипаж выполнял бомбометание на полигоне. При выполнении 4-го разворота на высоте 400 метров с целью выхода на боевой курс самолет энергично увеличил крен и с углом 60-70град ударился о водную поверхность. Экипаж и пассажиры погибли.

 

 

 

Комардин Я.Я.

 

 

ст. лейтенант

Ролик А.И.

 

 

 

Мохов А.И.

05.10.1961

Ка- 15

капитан

Манжелесов П.М.

Через 1 час 05 мин после взлета при скорости 100 км/ч в процессе разворота произошел отрыв сектора управления общим шагом винта от рычага управления. В результате этого уменьшился шаг обоих несущих винтов и была потеряна управляемость вертолетом. Вертолет упал в воду. Экипаж погиб.

 

 

ст. лейтенант

Федченко Ф.Г.

22.08.1962

Ту-22

майор

Переведенцев Н.А.

Облет самолета. На взлете, в процессе разбега, командир корабля не смог создать самолету взлетного угла. Взлет был прекращен. Летчик выпустил тормозные парашюты и применил тормоза, но самолет выкатился за пределы ВПП и потерпел катастрофу. Экипаж погиб.

 

 

капитан

Кондратьев

 

 

капитан

Свиридов

13.05.1964

Ту- 16

майор

Захаров П.И.

При выполнении дозаправки в воздухе, в процессе перекачки топлива, Захаров доложил заправляемому о появлении по курсу облачности и предложил идти с набором высоты. В процессе набора экипажи попали в облака. Из-за ошибок в ТП заправляемого, который принял решение на расцеп, но не справился с управлением и попал в путный след, самолеты столкнулись и упали в Цимлянское водохранилище.

 

 

капитан

Тарасов Ю.Л.

 

 

старшина

Бояршинов Ю.А.

 

 

ст. лейтенант

Ларин О.Ф.

 

 

подполковник

Буренков М.А.

 

 

ст. лейтенант

Росляков В.Д.

 

 

сержант

Михеев М.М.

12.06.1964

Ту-22р

капитан

Горохов Л.А.

Полет в зону с выходом на сверхзвуковую скорость. Через 6 минут, в режиме набора высоты на удалении 50 км от аэродрома, оператор РЛС П-35 обнаружил отсутствие отметки на экране РЛС. На запросы РП ответа не было. На удалении 15 км от береговой черты, на траверзе м. Таран найдены парашют и две лодки МЛАС-1, а также отдельные обломки самолета из полистирола. Экипаж погиб. Причина не установлена.

 

 

ст. лейтенант

Погуляй Н.Н.

 

 

ст. лейтенант

Боровик Д.М.

24.03.1965

Ил-28

капитан

Гостев Е.А.

Ночь, СМУ. Тренировочный полет по кругу. Снижаясь на посадочном курсе, летчик доложил «280 метров», на команду РП «Взять посадочный» ответил «Понял» и больше на связь не выходил. На удалении 5010 м от полосы самолет коснулся колесами земли и взмыл на 3-5 метров. Через 200м полета попал в участок леса, разрушаясь при этом от столкновений с деревьями, самолет упал и сгорел. Экипаж погиб. Причина не установлена.

 

 

капитан

Сафронов А.Н.

 

 

матрос

Вишницкий Е.Д.

24.10.1966

Ту- 16

капитан

Бородулин Е.Н.

Ночь, ПМУ, полет по маршруту при построении маневра для захода на посадку на траверзе ВПП аэродрома доложил о проходе его на высоте 1500м. получив разрешение РП на снижение до высоты круга 400м, начал снижение. Через 48 секунд на удалении 18 км от ВПП самолет столкнулся с землей и сгорел. Причина: ошибка в отсчете высоты по ВД-20 на 1000м.

 

 

 

помом.кор

 

 

 

штурман

 

 

 

второй штурман

09.06.1969

Ту-22р

подполковник

Виноградов В.А.

Тренировочный полет на ВР аэродромов. При взлете, пробежав 1705м, летчик прекратил взлет, применил тормоза, выпустил парашют. После схода на грунт использовал аварийное торможение. В песчаной ловушке произошло разрушение подкоса передней ноги шасси, самолет ударился носовой частью о грунт. Произошла деформация носовой части фюзеляжа, гидросистемы, электрических и кислородных коммуникаций, возник пожар. От удушья командир и оператор погибли.

 

 

майор

Овчаренко А.С.

02.07.1970

Ту-22р

майор

Федотов А.К.

При выполнении посадки на повышенной скорости -350 км/ч, летчик выпустил парашют и начал торможение. При роспуске один купол оторвался, второй погасился из-за обрыва первого. Торможение результатов не дало. Самолет выкатился за ВПП на 80 метров, сломалась передняя стойка шасси, разрушилась носовая часть фюзеляжа. Штурман корабля погиб.

20.04.1971

Ту-22р

капитан

Голешин Н.М.

Полет по маршруту на ВР аэродромов и кораблей с минометанием. Через 1 час 06 мин, на высоте 1000 метров в кабине возник резкий запах гари и дым. Обороты левого двигателя упали, Твг зашкалил до упора, затем загорелось табло «Пожар ДСД». Через 10 сек произошел хлопок в хвостовой части и упали обороты правого двигателя. Командир дал команду на катапультирование. Штурман корабля погиб.

12.01.1972

Ил-28

ст. лейтенант

Гребцов В.И.

Летчик выполнял пикирование для фотострельбы в районе аэродрома с высоты 600м, снизился ниже установленной, увлекшись прицеливанием, выводил из пикирования с перегрузкой ниже необходимой. Самолет с правым креном коснулся плоскостью земли и в процессе скольжения по ВПП разрушился и сгорел. Командир и штурман погибли, радист после госпитализации умер 28.02.72

 

 

капитан

Воганов

 

 

сержант

Фетисов .

16.05.1972

Ан-24

капитан

Гуртник В.А.

Полет с целью облета РТО аэродрома « Коса». Полет должен был выполняться визуально на высоте 500м. Экипаж после взлета выполнял полет над морем на высоте 150 м (по докладу командира корабля). После пролета н.п. Зеленоградск самолет был потерян радиотехническими средствами Храброво. На 15-й минуте полета самолет в районе Светлогорска вошел в полосу тумана на недопустимо малой высоте и столкнулся с деревьями на побережье. Самолет стал разрушаться и пролетев 450 метров упал на здание детского сада. Экипаж, 2 инспектора, 23 ребёнка и 2 взрослых, находящихся на месте падения погибли.

 

 

ст. лейтенант

Баранов В.М.

 

 

капитан

Костин А.И.

 

 

прапорщик

Сергеенко А.Н.

 

 

ст. лейтенант

Лютов А.К.

 

 

прапорщик

Гаврилюк А.И.

 

 

подполковник

Денисов Л.Н.

 

 

подполковник

Светлов А.И.

22.06.1977

Су-17м

ст. лейтенант

Коржуев В.И.

Полет в составе звена. Находясь в строю на высоте 9000м непреднамеренно попал в облака с повышенной турбулентностью на малой скорости (400км/ч), с пилотированием самолета не справился, «свалился». Катапультирование совершил на высоте 70-100м, купол не успел раскрыться, летчик погиб.

19.07.1977

Ка-25

лейтенант

Верусь В.П.

Полет на прием, буксировку и применение тралов. Экипаж принял на буксир укладчик шнурового заряда и приступил к буксировке. Через 7 минут экипаж с разрешения РП выполнил заход для передачи троса на корабль-тральщик. Во время передачи трос зацепился за надстройку корабля, что привело к потере управляемости вертолетом и приводнению с правым креном 20 град под углом 70град к поверхности воды в 50 метрах от корабля. Экипаж покинул вертолет через дверь командира. Командир и штурман были подобраны спасательной шлюпкой, бортовой техник обнаружен без признаков жизни.

13.06.1978

Ту-22р

майор

Евстигнеев В.В.

В процессе разбега, на удалении 1783м от начала ВПП, самолет резко увеличил угол атаки, коснулся ВПП хвостовой пятой и через 65 м отделился от ВПП. Перешел в набор высоты с углом 30-40 град. На высоте 50 м самолет с левым креном перешел на снижение и на удалении 600м от конца ВПП столкнулся с землей и сгорел. Перед столкновением на команды РП командир ответил: «Не управляется по горизонту».

 

 

ст. лейтенант

Френкель Л.С.

 

 

капитан

Иванов И.В.

07.12.1978

Ту-22у

капитан

Сорокин В.П.

Через 19 минут после взлета, при выполнении разворота в конечной точке зоны на Н-11300м и скорости-950км/ч экипаж доложил о проходе КТ и высоте полета. Через 3 минуты после этого доклада обломки разрушенного в воздухе самолета упали в море в непосредственной близости от кораблей флота, в 35 км от Лиепая. Причина не установлена.

 

 

майор

Жуков П.А.

 

 

 

оператор

14.07.1982

Ту-22р

подполковник

Аникушин В.В.

Облет самолета после р/р. На Н-9600м и скорости 1240км/ч нарушилась управляемость самолета с потерей высоты. На Н-1250м катапультировался оператор РТР, жив. Штурман катапультировался на высоте, не обеспечивающей нормальное катапультирование, командир экипажа катапультировался на малой высоте, купол наполнился вблизи взрыва самолета, взрывной волной он был выброшен из подвесной системы через плечевые ремни. Командир и штурман погибли.

 

 

капитан

Каминкип Ф.З.

15.11.1984

Су-17м

майор

Звеков В.Н.

Через 8 минут после взлета на участке маршрута м. Таран-полигон «Папес», на Н-3000м и скорости 1030 км/ч возникла аварийная обстановка. ОБУ обнаружил пропадание отметки на РСБН-4, при этом на ВИКО РЛС отметка наблюдалась устойчиво. На запрос летчик не отвечал. Спасательный вертолет Ми - 14 через 48 минут прибыл на место падения, обнаружил купол парашюта с летчиком. Из-за сложных метеорологических условий поднять летчика не представлялось возможным. Купол с телом затонул.

12.07.1985

Ту-22м

майор

Пеньков В.М.

При выполнении посадки, на выравнивании, с высоты 1м и скорости 350км/ч самолет энергично увеличил угол тангажа с 5 до 19град., перешел в набор и на высоте 40 метров, потеряв скорость «свалился». Столкнулся с поверхностью ВПП, стойки подломились, самолет начал разрушаться и загорелся. Штурман и штурман-оператор катапультировались, летчики находились в бессознательном состоянии, погибли.

 

 

подполковник

Борисов К.В.

01.06.1987

Су-17м

лейтенант

Халтурин В.В.

На 12-й минуте полета пропала отметка на экране РЛС и прекратилась связь с экипажем. Аварийно-спасательные силы обнаружили на плаву обломки самолета и мелкие части спецснаряжения. Экипаж погиб.

 

 

капитан

Ковалев П.В.

01.03.1988

Ка-29

подполковник

Тякин П.Н.

Полет на предельно малой высоте с висением над морем. В процессе выполнения задания летчик при отработке висения не смог погасить скорость. Исправляя ошибку в условиях ночи и близости воды, при отсутствии видимости горизонта допустил несоответствие техники пилотирования управлению двигателями. Произошло попадание в «вихревое кольцо», выйти из которого экипаж не смог. Столкнувшись с водой, вертолет затонул. Командир был подобран силами АСС, штурман не смог покинуть вертолет, погиб.

13.07.1988

Ту- 16

майор

Ефимов В.А.

Полет на максимальную продолжительность полета. Через 56 минут самолет с дымлением правого двигателя и левым креном энергичным снижением вышел из поля зрения ведомого. На связь не выходил. Самолет спасатель в районе предполагаемого падения обнаружил 2 масляных пятна, отдельные детали самолета, ЛАС-5 и личные вещи членов экипажа. Причина не установлена.

 

 

 

помом.кор

 

 

 

штурман

 

 

 

второй штурман

 

 

 

ВСР

 

 

 

КОУ

16.08.1988

Су-17м

капитан

Мартынович Н.И.

С разрешения РП преступил к бомбометанию на полигоне «Папес». При выполнении атаки с «горки» для стрельбы из пушек из-за ошибки построения маневра летчик доложил «Холостой» и начал повторный маневр. При выполнении захода превысил допустимую перегрузку (7,5ед), что привело к сваливанию самолета в штопор. Столкнулся с водной поверхностью. Летчик погиб.

17.04.1991

Су-24

капитан

Босый А.Н.

Через 2 мин 57 сек после взлета на самолете произошел отказ МИС-П без автоматического перехода на резервную СКВ. В течении 8 секунд летчик управлял самолетом по ложным показаниям КПП. Обнаружив неадекватную реакцию самолета на отклонение РУС по вариометру и указателю высоты, летчик переключил СКВ в СВК БРУ и попытался вывести самолет из сложного положения, но ввиду недостаточности высоты самолет столкнулся с землей. Экипаж погиб.

 

 

ст. лейтенант

Хисматуллин А.Р.

10.06.1998

Су-24

гв. подполковник

Толмачев СИ.

После выхода на промежуточный аэродром, при перегонки авиационной техники, с целью выработки большого остатка топлива, запросил проход со снижением по глиссаде. РП дал разрешение не указав минимальную высоту снижения. Экипаж выполнил снижение с разгоном до 900 км/ч. РП при снижении самолета до 100 м дал команду на вывод в горизонт. Экипаж продолжил снижение и на высоте 30-50м включил форсажи и увеличил скорость. Над КТА летчик резко ввел самолет в «горку» с выходом на закритические углы атаки 21,5 град, с углом тангажа 47 град, выполнил полубочку и в перевернутом состоянии движением РУС на себя увеличил угол атаки до 37 град., что привело к потере поперечной управляемости. Самолет перешел на пикирование до 77град. За 0,2сек до столкновения штурман пытался катапультироваться, но из-за нехватки высоты система штатно не сработал. Самолет столкнулся и взорвался. Экипаж погиб.

 

 

гв. майор

Писарьков В.В.

30.07.2006

Су-24м

гв. подполковник

Пешехонцев B.C.

Экипаж выполнял групповой полет по плану воздушного показа в честь Дня ВМФ. На 17 мин полета из-за невозможности выполнения дальнейшего полета в сомкнутом боевом порядке ведущий звена принял решение на роспуск группы и пробивание облачности вниз. Ведомый второй пары, в нарушение установленного порядка, принял решение на пробивание облачности в сомкнутом боевом порядке и сократил дистанцию до самолета ведущего. На 13 сек командир экипажа потерял из виду самолет ведущего и, с целью увеличения интервала и дистанции, создал правый крен и убрал обороты двигателей на МГ. В дальнейшем упустил контроль за положением самолета, что привело к развитию правого крена и увеличению вертикальной скорости снижения. К 38 секунде снижения на высоте 340 м крен самолета достиг своего максимального значения 56°, угол тангажа составлял 22° и вертикальная скорость - 90 м/с. На 36 сек снижения летчик, определив наличие большой вертикальной скорости и фактическое положение самолета, предпринял действия по выводу самолета в горизонтальный полет. Однако, из-за малого запаса высоты, это не представлялось возможным. Самолет на высоте 20 м с креном 17° и углом тангажа 17° столкнулся с кронами деревьев лесного массива, разрушился и сгорел.

 

 

гв. подполковник

Седов Б.А.

 

"Чкаловский вестник"

На главную страницу

ФОРУМ

 

(С)  Разработка проекта и дизайн Будаева А. В.   При использовании информации, полученной с сайта, ссылка на него обязательна.

 

Используются технологии uCoz